Журнал Январь-Февраль 2017 10 янв, 08:53 Настя Березина
Метод Цекало: как шоумен стал первым российским партнером Netflix
Осенью 2016 года крупнейший в мире онлайн-кинотеатр Netflix впервые купил права на российский сериал. Им стал «Мажор», выпущенный продюсерской компанией «Среда» Александра Цекало. Как шоумен, телеведущий и продюсер развлекательных передач стал производителем «серьезных» сериалов и пробился на международный рынок, разобрался журнал РБК
«Смотрите, вот эта вот стоит пластмасска — это лучшая зарубежная криминальная драма прошлого года за «Метод» на Нью-Йоркском кинофестивале. Вон хьюстонская награда [Хьюстонского международного кинофестиваля] за него же, вон «Портсмут» [приз Международного кинофестиваля в Портсмуте] за «Саранчу», — 55-летний Александр Цекало показывает корреспонденту журнала РБК многочисленные награды, которые стоят в его офисе.
«Но здесь это никого не парит, не трогает. Я не считаю, что передо мной на улице должны розы стелиться, но это вообще ни на чем не отразилось. А когда мы сидели в Sony и разговаривали со Сэнфордом Паничем [президентом Columbia Pictures], он, узнав о наградах «Метода», сразу попросил показать ему сериал. Я сижу с этой флешкой, трясущийся. На встречу сначала отвели 30 минут, в итоге она длилась два часа», — рассказывает Цекало.
О своем успехе — сделке с Netflix он рассуждает спокойно и довольно скромно, без восторга: «Может быть, в Америке нехватка своих идей. А в других странах такие психованные люди, как я, роют землю, чтобы делать сериалы качественно на международном уровне».
Предполагалось, что «Мажор» в каталоге Netflix изначально появится на русском языке с английскими субтитрами уже осенью 2016 года, но пока так и не вышел.
По словам Цекало, «Среда» также ведет переговоры с американской компанией Critical Content о съемке американской версии сериала, сейчас стороны на стадии «финального урегулирования». При этом Netflix изучает и возможность покупки прав на другие сериалы «Среды» — «Метод», «Саранчу» и «Фарцу», говорит Цекало. Информацию о том, что онлайн-кинотеатр интересуется другими сериалами «Среды», РБК подтвердил представитель дистрибьютора Ecco Rights, который работает с компанией с 2013 года. В Netflix на вопросы журнала РБК не ответили.
Слава богу, ты ушел!
Впервые Александр Цекало стал известен в 1990-х годах как солист «Кабаре-дуэта «Академия», в котором вместе с Лолитой Милявской исполнял комические куплеты. Дуэт распался на рубеже 2000-х годов, после ухода с эстрады Цекало перебрался на телевидение, но уже не только в качестве шоумена. С 2002 года он работал исполнительным, а затем генеральным продюсером телеканала СТС. Там Цекало запустил порядка 17 проектов, среди них — «Истории в деталях», «Хорошие песни», «Хорошие шутки», «6 кадров» и другие.
В 2007-м Цекало перешел на «Первый канал», где около года в статусе заместителя гендиректора Константина Эрнста курировал департамент спецпроектов. Под руководством Цекало на канале, к примеру, запустилось популярное шоу «Стенка на стенку». «Предложение [«Первого»] было лестным, но это было не мое. Должности как таковые меня не очень интересовали — хотелось заниматься собственным творчеством, а не управлять чьим-то», — вспоминает он.
В 2008 году Цекало вместе с деловым партнером Русланом Сорокиным ушел в свободное плавание: продюсеры основали компанию «Среда».
Они познакомились на выходившем на канале СТС шоу «Слава богу, ты пришел!» в 2005 году: Сорокин был его креативным продюсером, Цекало — генеральным продюсером и ведущим.
На «Первый канал» оба перешли вместе, а первый заказ «Среда» получила от прошлого работодателя: Эрнст доверил бывшему заму работу над шоу пародий «Большая разница». «Наши любовь и интерес к производству развлекательного контента были сильнее желания управлять каналом», — рассказывает в интервью журналу РБК Руслан Сорокин.
По его словам, «Среда» представила руководству «Первого» шоу с «понятной экономикой» и рыночной ценой одного часа, несмотря на сложность и большое количество декораций. Сорокин уверяет, что у них с Цекало не было никаких «административных преимуществ», компания просто хорошо знала требования «Первого».
Кризис 2008 года Цекало вспоминает спокойно: «Кризисный год, не кризисный — не имеет значения. Мозги нужны всегда, каналы все равно снимают программы, сериалы, конкурируют. Да, сокращаются бюджеты и снижается прибыль. Но у нас особый бизнес: мы не можем работать в два раза больше, чтобы сохранить норму прибыли. Рынок просто не проглотит столько контента».
Сорокин о старте в сложный период вспоминает с гордостью: «В единственном павильоне, который на тот момент работал на киностудии «Амедиа», снимались выпуски «Большой разницы». Остальные павильоны пустовали год». Правда, продюсер Александр Акопов, возглавлявший «Амедиа» в 2002–2015 годах, это опровергает: «Ситуации, когда «Среда» оставалась единственным арендатором павильонов, не было никогда». По его словам, в кризис 2008–2009 годов киностудия действительно пустовала, но в работе находилось около половины павильонов.