На мажорной нотке

Объявление

Степень доверия источникам информации каждый определяет для себя сам;)
Вместо Правил: на форуме Правил нет, поэтому приветствуются чувство такта и чувство меры)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Х/ф и сериалы-3

Сообщений 161 страница 180 из 1000

161

Кет 86 написал(а):

По моему, все бы так хотели, снимать для премий, да еще Каннских, но не получается.

Просто, как мне кажется, есть фильмы действительно хорошие, глубокие философские или какие-то глубокие трагические фильмы, и они, конечно, нужны, но они не для массового зрителя. Здесь ведь смотря зачем ты фильм смотришь. И что ты хочешь от фильма. Кто-то хочет зрелищности, кто-то глубины, кто-то веселья, кто-то погрустить, кто-то о жизни задуматься, кто-то просто отдохнуть. Вот я, например, очень часто смотрю именно для того, чтобы просто отдохнуть, но в то же время порой поразмышлять. А тот же Тихий Дон, фильм хороший, но для меня сильно хороший, а с учётом того, что это в общем-то трагедия, я и ухожу от просмотра. Скажем так: я берегу эмоции и хочу отдохнуть. Философские фильмы такие, как, например, фильмы  того же Тарковского как пример классического философского кино можно под настроение посмотреть один раз для общего развития, но вряд ли они кого сильно зацепят, да и не для этого они снимались. Это воистину шедевры, но они далеко не для всех. Так и фильмы Звягинцева. Всё слишком реалистично и в чем-то доведено до высшей точки кипения. Но я не хочу смотреть реальную жизнь. Я её и так вижу, пусть и не в таком масштабе. Но с точки зрения их философичности что ли (не очень слово применительно к ним, но подобрать не могу), с точки зрения кинематографистов они и впрямь, наверно, достойны премий. Поэтому многие суперпопулярные фильмы, которые получат максимальное количество голосов зрителей, на конкурсах не получат ничего.

Отредактировано Ирина2222 (2017-04-15 13:04:15)

162

Ирина2222 написал(а):

Просто, как мне кажется, есть фильмы действительно хорошие, глубокие философские или какие-то глубокие трагические фильмы, и они, конечно, нужны, но они не для массового зрителя. Здесь ведь смотря зачем ты фильм смотришь. И что ты хочешь от фильма. Кто-то хочет зрелищности, кто-то глубины, кто-то веселья, кто-то погрустить, кто-то о жизни задуматься, кто-то просто отдохнуть. Вот я, например, очень часто смотрю именно для того, чтобы просто отдохнуть, но в то же время порой поразмышлять. А тот же Тихий Дон, фильм хороший, но для меня сильно хороший, а с учётом того, что это в общем-то трагедия, я и ухожу от просмотра. Скажем так: я берегу эмоции и хочу отдохнуть. Философские фильмы такие, как, например, фильмы  того же Тарковского как пример классического философского кино можно под настроение посмотреть один раз для общего развития, но вряд ли они кого сильно зацепят, да и не для этого они снимались. Это воистину шедевры, но они далеко не для всех. Так и фильмы Звягинцева. Всё слишком реалистично и в чем-то доведено до высшей точки кипения. Но я не хочу смотреть реальную жизнь. Я её и так вижу, пусть и не в таком масштабе. Но с точки зрения их философичности что ли (не очень слово применительно к ним, но подобрать не могу), с точки зрения кинематографистов они и впрямь, наверно, достойны премий. Поэтому многие суперпопулярные фильмы, которые получат максимальное количество голосов зрителей, на конкурсах не получат ничего.

Отредактировано Ирина2222 (Сегодня 15:04:15)

Иррааа!!!! http://www.kolobok.us/smiles/standart/kiss.gif
Примерно то, что утром писала, но стерла..
Звягинцев снимал классное кино, и был признан  в мире, до скандала с Левиафаном..
Я про это ничего сказать не могу, потому что, не знаю правду..
Он, наш Мендес, (при том, говорят это он, у Звягинцева много что слизал) расставляет стулья и приглашает посмотреть, на драму человеческих отношений, не делая выводов..
И сейчас повезет в Канны, драму про развод..
Можно по разному относиться, как человеку, но он уже киноклассик..

163

Оскар опровергает теорию того, что награждаемые фильмы не интересны широкой массе людей:) И есть целый ряд фильмов с европейскими наградами, которые нравятся нашему зрителю это и фильмы Михалкова, и Лунгина, и наверняка целого ряда режиссёров... я просто никогда не задавалась целью узнавать статистику... Просто конкретно про фильмы Звягинцева ничего больше того, что уже сказала, не буду писать...

164

Arkadia06 написал(а):

Оскар опровергает теорию того, что награждаемые фильмы не интересны широкой массе людей:)

Танюш, Оскар премия другая,  более массового кино, чем Канны, они иногда так удивляют!!
Впрочем и Канны тоже, но нынче Альмодовар, председатель...посмотрим...

165

На Первом канале с понедельника новый сериал с Шведовым и Трибунцевым в главных ролях.
http://sg.uploads.ru/t/ztfOh.jpg

Денис не сходит с экрана Первого канала:) Во вторник будет сниматься в Вечернем Урганте, значит в тот же день его вечером и покажут https://www.instagram.com/p/BS6BupHj3jH/

А продолжение Налёта уже сняли... вместе с первым сезоном. Денис обещает осенью продолжение
https://www.instagram.com/p/BS51465FmvX/

Тем временем закончился 1 сезон сериала #налет ,и я хочу поблагодарить всех зрителей за поддержку🙏 2 сезон снят и выйдет осенью. До встречи✌️

166

Arkadia06 написал(а):

А продолжение Налёта уже сняли... вместе с первым сезоном. Денис обещает осенью продолжение

Танюш! я аж нервно закашляла  :D

167

Elena V написал(а):

Танюш! я аж нервно закашляла

:D  у меня почти похожая реакция была:)

Отредактировано Arkadia06 (2017-04-15 18:43:55)

168

Мне вчера попался на глаза пост Елены Райской... с одним только словом "Рай".
Я в течении пары месяцев встречала публикации, связанные с этим фильмом и несколько интервью Кончаловского.... и эти интервью мне очень нравились. Нравятся трансформацией мировоззрения человека, всегда по убеждениям бывшего западником... и вот за последние 3 года угол зрения в его мировоззрении (тавтология, но другие подходящие слова не приходят на ум) поменялся...

«Нельзя во главу угла ставить права человека»

В середине декабря фильм Андрея Кончаловского «Рай» был включен в шорт-лист претендентов на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». В сентябре на Венецианском кинофестивале «Рай» принес Кончаловскому «Серебряного льва» за режиссуру. В российский прокат фильм, рассказывающий о судьбах трех героев во время Второй мировой — русской участницы Сопротивления, французского коллаборациониста и немецкого офицера СС, выйдет 19 января. По просьбе «Медузы» журналистка Катерина Гордеева поговорила с Андреем Кончаловским о «Рае», крестьянском сознании русского человека, чуждых России европейских ценностях и необходимости цензуры.
— «Рай» произвел на меня огромное впечатление. Я понимаю зрителей, которые, стоя, аплодировали вам в Венеции.

— Спасибо.

— Среди организаций, причастных к созданию «Рая», значится министерство культуры России. Думаю, для них это — очень хорошее вложение. Никогда еще деньги, ассигнованные на пропаганду, не тратились с таким умом: по-европейски, блестяще сделанная картина рассказывает миру о важности и величии русской идеи. Таким был изначальный замысел?

— Я думаю, что министерству культуры будет лестно услышать ваше мнение. Мне трудно рассуждать в таких категориях и говорить о каких-то интересах. Все-таки, когда подступаешь к материалу, трудно думать о смыслах, которые могут проявиться в процессе создания. Не думаю, что произведение искусства исходит из каких-либо интересов, кроме желания воплотить то, что «примстилось» художнику. Вы же не спрашиваете композитора, например, какую идею он хотел раскрыть, в чем пытался убедить мир, потому что музыка — это музыка.

— И это никогда не мешало композиторам творчески высказываться по разным актуальным — в том числе и политическим — вопросам. Но речь о «Рае». Ваш фильм затрагивает сразу несколько очень болезненных для разных стран и культур тем: Холокост, французское Сопротивление, избранность русских как спасителей и освободителей всего человечества.

— Все то, о чем вы говорите, — это уже конечный результат фильма. Такая задача в самом начале не может быть поставлена. Процесс создания в определенном смысле — это нащупывание тропинки в абсолютной темноте. В темноте можно наткнуться на тему фильма. А тема какая? Это не Холокост, не судьба француза, не судьба немца и не судьба русской женщины. Тема «Рая» — это универсальность зла и его соблазнительность. Замысел, конечно, начинается с каких-то более простых, материальных вещей, деталей и зацепок разного рода. Все это вырастает в определенный конгломерат идей, историй и проблем. Одно наслаивается на другое. Или не наслаивается… и тогда художник может признать свою ошибку.

«Рай» для меня очень важный опыт рассуждения об амбивалентности злодеяния — это немного иная тема, чем тема Холокоста. Зло не обязательно воплощается в образе монстра. Это может быть умный, образованный, талантливый…

— Любящий Чехова…

— Да, любящий Чехова, аристократичный, красивый, удивительно цельный человек. Для меня очень важно, что он вступает в эту мутную реку зла, и течение его несет. В этом смысле на меня очень подействовал роман «Благоволительницы» Джонатана Литтелла, который попался мне как раз, когда я готовился к «Раю». Я этот роман смаковал со всех сторон.

— И еще, наверное, «Банальность зла» Ханны Арендт?

— Нет, это я не читал. Еще на меня большое впечатление произвела книга «Скажи жизни „Да“» Виктора Франкла, австрийского психиатра, который провел в Освенциме три года. Но, по правде сказать, у меня никогда не было желания теоретизировать о смысле своих произведений. Но есть одна вещь, которая для меня очень важна: полфильма три героя «Рая» прямо говорят со зрителем — в форме монолога. Монологи — самое ценное для меня в картине. Если бы не было монологов, не было бы этого фильма. Был бы какой-то другой.

— Монологи — то, как они выглядят, кем и как произносятся, — это режиссерское решение или все было придумано еще на стадии сценария?

— Они были с самого начала. Иногда мне приходила безумная мысль оставить в картине только монологи. И все. Самое интересное в фильме — слушать исповедь этих трех человеческих существ. Оказывается, и так можно. Никогда не думал.

— Картина была уже показана во Франции?

— Еще нет.

— Какой реакции вы ждете, зная, например, что у «Франкофонии» Александра Сокурова, также затрагивающей тему Сопротивления и коллаборационизма, во Франции были проблемы с прокатом: МИД выступил против показа в Каннах, министерство культуры и даже Лувр чуть ли не отреклись от картины. Выяснилось, что французы не вполне готовы к обсуждению этих тем посторонними.

— Саму картину Сокурова я, к сожалению, пока не видел, но очень жалею, что жюри так обошлось с ним в Венеции («Франкофония» участвовала в конкурсе 2015 года, но не получила главных наград — прим. «Медузы»). Очень несправедливо. Я убежден, что все, что Сокуров делает, — это обязательно произведение кинематографа. Не киношки, а «кинематографа» — в том смысле, в котором его понимал Робер Брессон.

Что до французов, то, во-первых, у них есть нормальная цензура. Я это знаю, сам сталкивался. В свое время я пытался снять там картину про араба, который становится джихадистом. Идея простая: живя рядом с французами, можно стать джихадистом. Но снять такое нельзя, разумеется, потому что там — цензура. Во-вторых, французам крайне неприятно ворошить свое собственное прошлое. И это было совершенно правильное решение де Голля — закрыть все дела коллаборационистов на 60 лет. Архивы открываются только сейчас, когда они все уже померли. Знаете, почему де Голль принял такое решение? Потому что понимал, что нельзя раскалывать общество. Пол-Франции же были коллаборационистами, да если уж начистоту, бóльшая ее часть.

— Вы действительно считаете это правильным? То есть, в переносе на нашу почву, беда не в том, что в 1991-м, во времена разгрома КПСС и развала СССР, не было люстраций, а в том, что вообще стали рассказывать правду о тех, кто сажал, кто доносил, кто расстреливал?

— Любая история имеет амбивалентные смыслы и гораздо более глубокие причинные-следственные связи, чем просто набор злодеяний каких-то ублюдков. Собственно, об этом и мой фильм.

Что касается разгрома КПСС, то нельзя назвать это удачным политическим решением. Нельзя забывать, что коммунистические идеи были воплощением чаяний большого количества людей. Эти люди истово и искренне в них верили. Я даже думаю снять фильм про секретаря низовой партийной организации в каком-нибудь забытом году прошлого века. Это же были нормальные, честные люди. Их, конечно, что-то не устраивало, но 1960-е годы — после десталинизации — не были для них хорошим временем. Они не могли ничего сделать против, так сказать, логики, возникшей во времена хрущевизма, но они не мечтали о том, чтобы их жизнь и идеалы облили грязью. Наступило другое время: все идеи, в которые они верили, были опорочены, и на Сталина повесили все грехи, ответственность за которые должны были нести те, кто начал десталинизацию. Ну и что дальше? Что, все стали хорошими? И в подъездах перестали гадить? И выбрасывать мусор в окно перестали? Ну, это же смешно.

Ментальность народа не меняется в связи с тем, что вдруг решено покончить с прошлым. К тому же покончить с ним невозможно. Берите пример с Китая: культ Мао Цзэдуна никогда не был развенчан, а страна движется вперед.

— Мне не хотелось бы брать пример с Китая и жить, как в Китае. А вам?

— Я предлагаю вам не жить в Китае, а решать политические проблемы, как они. Решать политическую проблему в архаической стране — совсем другое дело, нежели решать ее в Югославии или где-нибудь еще в Восточной Европе.

— А мы живем в архаической стране?

— Мне кажется, огромная часть нашей страны живет в архаической системе ценностей. У нас язычество переплетено с коммунизмом, а коммунизм — с православием. И любое правительство в России, в том числе нынешнее, — это правительство социально ориентированного государства.

— В каком смысле?

— В том, что оно чувствует себя обязанным кормить людей, которые не хотят много работать и зарабатывать, а вполне довольствуются малым. Сложно заставить людей вопреки их воле заниматься бизнесом. Дело не в том, что кто-то не дает, а в том, что не надо это русскому человеку. И бизнес, и свобода эта пресловутая большинству не нужны. Было бы надо, взяли бы как миленькие. Свободу же не дают, свободу берут! А людям это не нужно. Надеюсь, вы понимаете, что мы с вами говорим о нации, а не о гражданах в пределах Садового кольца.

— Мне кажется, довольно рискованно решать за целую нацию.

— Решать трудно, но понимать необходимо. Надо как-то понимать, где мы живем и в какую сторону стоит смотреть. Мы не сможем изменить национальную ментальность, не поняв ее.

— Это похоже на трансформацию риторики Путина, который в начале своего президентства заявлял о европейских ценностях, о России как части Европы, потом все меньше говорил, а сейчас и вовсе не говорит.

— На мой взгляд, вы неправильно воспринимаете то, что произошло. Россия действительно пыталась войти в европейский ареал. Такова была идея Путина, который, конечно, самый большой в стране европеец по своим убеждениям. Но Запад отверг Россию, отверг Путина, потому что мы им не нужны сильными, а нужны разваленными, как во времена перестройки: замечательная страна с полным говном вокруг и нищей армией. Путин это понял. И другого выхода, кроме как строить армию и искать союзников на Востоке, у него не осталось.

— Вам такой поворот по нраву?

— Я раньше был западником и тоже думал, что у России один путь — на Запад. Теперь убедился, что нет у нас такого пути. И, слава богу, что двигаясь в этом направлении, мы сильно отстали. Потому что Европа на грани катастрофы — это, кажется, совершенно понятно. Причины катастрофы в том, что, как оказалось, нельзя во главу угла ставить права человека. Права человека могут рассматриваться только в соответствии с его обязанностями. Они отказались от традиционных европейских, а значит христианских, ценностей.

— Вы действительно считаете, что Владимир Путин — европеец?

— А вам так не кажется? Скорее всего, потому что вы не анализируете всю траекторию его президентства. Да — и по складу ума своего, и по опыту жизни в Европе. Я думаю, что, когда он возглавил страну, у него были определенные идеи, которые очень видоизменились под давлением внутренних и внешних обстоятельств. Он пришел в абсолютно разрушенную страну, и ему в управление досталась гигантская архаическая масса людей, которые настроены к государству враждебно, — в силу системы своих приоритетов. Его усилия прежде всего были направлены на предотвращение распада. Я вообще представить себе не могу, как ему все это удалось.

У Путина, как у западника, как у человека, который прекрасно говорит по-немецки и знает мировую культуру, конечно, были иллюзии, что России надо возвращаться в Европу. Но в Европе ему сказали: «А вы кто такой вообще? Мы вас не ждали». И Мюнхенская речь — это результат колоссального разочарования Путина в своих идеях относительно Европы и понимания того, что жить предстоит в той части света, которая далека еще от гражданского общества. Это все сложнейшие проблемы, которые, конечно, нам с вами за пределами Садового кольца не видны, но руководить страной без этого понимания невозможно.

— В моей логике за этим «пониманием» приходит желание «просвещать». И тут уже к вам вопросы.

— Что вы имеете в виду под «просвещать»? Грамотность? Дело в том, что мысли-то все равно остаются архаичными, в пределах «кто не с нами, тот против нас», в пределах деления на белое и черное. Модернизация средств общения меняет скорость общения, но не его уровень. Мой вывод вам не понравится: мы не Западная Европа и не будем ею, и не надо стараться.

— В какой момент вы это поняли? Каким образом произошла перемена: до какого момента вы были очень близким, например мне, по духу Кончаловским…

— …а когда стал Михалковым?

— Да. Спасибо, что вы сами это произнесли.

— А вы возьмите свою головку в руки и подумайте лет двадцать — и вы тоже изменитесь. Думающие люди нередко меняют свою точку зрения. Не меняются только идиоты. А на меня очень сильно повлияла моя жизнь на Кенозере, где я снимал «Почтальона» («Белые ночи почтальона Тряпицына», фильм Андрея Кончаловского 2014 года — прим. «Медузы»), — жизнь с людьми, которые гармоничны во всем, что они делают, которых не касается ни Владимир Путин, ни Владимир Познер, ни «надо расплатиться за прошлые грехи», ни вообще что-либо из нашей бурлящей жизни. Они живут в полной архаике, в каком-то удивительном мире своей шекспировской гармонии. Или даже античной трагедии.

— В чем это проявляется?

— Они никуда не стремятся. Их не загонишь ни в капитализм, ни в частное предпринимательство. Конечно, там есть, что называется, «крутые», но это не класс буржуазии, который динамичен и который испытывает ответственность за страну. Буржуазии никогда не было и пока еще нет. И это тоже одна из проблем российской истории — через нее не надо перепрыгивать.

— Выходит, раньше вы были либералом, а потом сходили в народ и вернулись оттуда совершенно новым человеком. Так?

— Не прикидывайтесь такой наивной. Зачем так упрощать? Я снял три фильма в русской деревне, я живу в этой стране и знаю мой народ — очевидно лучше вас, хотя бы потому, что на 40 лет вас старше. И постепенно убедился, чтобы изменить страну, надо изменить ментальность. А чтобы изменить ментальность, нужно изменить культурный геном. А чтобы изменить культурный геном, надо сначала его разобрать на составные части вместе с величайшими русскими философами — то есть понять причинно-следственную связь, которая в нашей стране до сих пор не изучена. И только потом уже решить, куда нам идти.

Наивно думать, что всеобщая грамотность изменит человека. Например, бизнес в представлении в России — это воровство. Из-за Садового кольца это неочевидно, но это так. И еще. Там, за кольцом, за Москвой — совсем другие ценности у людей: они хотят, чтобы государство их оставило в покое. А это значит, что они не граждане, а население. И миллионы россиян — это население. О каких гражданских инициативах мы говорим?

— Мне кажется, население становится гражданами именно благодаря просвещению.

— В каких вопросах вы хотите просвещать?

— Как минимум, в вопросах собственной истории. Через 60 лет после XX Съезда КПСС в России ставят памятники Сталину. И вопрос о том, кто он — кровавый диктатор или эффективный менеджер — все еще предмет общественной дискуссии.

— Обсуждение Сталина, Ленина или даже императора Александра не имеет никакого значения. Если мы хотим думать о том, как двигаться вперед, надо прежде всего понять, что за культурный код у русской нации. Все кругом меняется, и только он не изменился за последние тысячу лет.

— Что это за культурный код?

— У нас крестьянское сознание. У русского человека добуржуазные ценности: «своя рубашка ближе к телу», «не трогай меня, я тебя не трону», «ой, на выборы идти — зачем это нужно; придется пойти, потому что придут и погонят, а то и накажут». Крестьянское сознание — это отсутствие желания принимать участие в обществе. Все, что за пределами интересов семьи, в лучшем случае вызывает равнодушие, в худшем — враждебность. Возникновение буржуазии в Европе породило республиканское сознание. А республика — это общество граждан. В России республиканское сознание было всего в двух городах — Псков и Новгород. Все, больше никогда и нигде. Впрочем, и эта колыбель была задавлена.

— Традиции «задавливания» как раз из тех, что аккуратно соблюдаются в нашей стране из века в век. Едва что-то новое, свежее поднимает голову, как раздается звонкая оплеуха: сюда не ходи, с этим не экспериментируй, таких-то чувств не оскорбляй. Мы живем во время ренессанса доносов и торжества цензуры.

— Честное слово, от ваших мыслей у меня уши вянут. Судя по вашим вопросам, вы не знаете, что такое настоящая цензура и доносительство. Я лично сожалею, что нет цензуры. Цензура никогда не была препятствием для создания шедевров. Сервантес во время инквизиции создавал шедевры, Чехов писал в прозе все то, что не мог из-за цензуры написать в пьесе. Вы что думаете, что свобода создает шедевры? Никогда. Шедевры создают ограничения. В творческом плане художнику свобода ничего не дает. Покажите мне эти толпы гениев, которых жмет цензура? Да нет таких.

— Вот очевидный и наглядный пример: из-за цензуры год назад был закрыт спектакль «Тангейзер» Кулябина.

— Что главное в опере? Музыка. А режиссура второстепенна. Режиссер в опере — это слуга композитора, дирижера и солиста. Культурный режиссер не имеет права переделывать сюжет. Это называется «самовыражение за счет гения». Напишите свою оперу, отыщите современного композитора, который ее напишет, и делайте, что хотите. Но брать Вагнера, на мой взгляд, — это кощунство. Но у этого талантливого мальчика получилось все замечательно! Он теперь в Большом театре спектакли ставит. И это цензура? Это старая мулька: сделать скандал, чтобы стать знаменитым. Ничего тут нового нет.

— Кулябин сейчас ставит вашего любимого Чехова в Театре Наций.

— Ну, может быть, у него получится, наконец, если он не начнет снова самовыражаться за счет автора.

— Или на него не напишут еще тонну доносов. Эта страсть к стукачеству — тоже часть сложного архаичного менталитета русских людей?

— Если зрители возмущаются, какое это стукачество? Просто им некуда пойти, чтобы выразить свое возмущение. А если спектакль создается, чтобы спровоцировать возмущение, то это как раз та реакция, которой художник добивался.

Вообще дело, на мой взгляд, совершенно в другом: к сожалению, культура у нас, в большом смысле этого слова, кончилась, режиссеров нет. Ведь, если разобраться, что такое режиссура? Это обилие художественных ассоциаций, колоссальная культурная база, без этого ничего нет, все остальное — прикол. Так вот, у нынешних наших молодых режиссеров приколов полно, а художественных ассоциаций ноль. В этом беда, а не в какой-то там цензуре. Это все подмена понятий. Как и модные нынче обвинения в переписываниях истории, сокрытии правды… За последние 20 лет было столько написано так называемой правды, которая не оказывалась правдой. И знаете почему? Потому что история очень субъективна. И нельзя сказать: вот во времена разоблачений писали только правду, а сейчас только врут. Нет. Дело в том, что истина в истории вообще не может торжествовать, потому что история трактуется всегда согласно тому, кто ее трактует. А объективная история — это огромная иллюзия. Очередная. Ну, мы живем иллюзиями.

— Ни у кого же нет никаких сомнений в том, что Гитлер — это кровавый преступник. В преступлениях нацизма никто не сомневается. Чисто арифметически: Сталин убил сопоставимое количество людей, причем своих.

— Да.

— Но сейчас этот вопрос в нашей стране опять оказывается спорным.

— А если вы возьмете китайского императора XIII века, в мавзолей которого ходят китайцы, то он убил 400 тысяч человек за две недели. И я спрашиваю: «А, вот, он же убил?» Они говорят: «Убил, да, но он же часть нашей истории. Мы ходим к его могиле».

Вот кто-то там из наших певцов, по-моему, говорил: «Для меня история началась в 1993 году». Это, конечно, замечательно, только очень смешно. История никогда не начиналась — она живет в нас все время, но она является частью субъективного видения. И никто не может претендовать на объективность. Конечно, понятно, когда тиран убивает людей, то это катастрофа определенная и кровавая. И, конечно, Гитлер — это безумный человек, но не забывайте, что за него проголосовала бóльшая часть Германии.

— Почему нацизм и Гитлер как идеология запрещены во всем мире, а сталинизм и Сталин процветают в нашей стране?

— Вы хотите, чтобы это было запрещено?

— Я хочу, чтобы понятие преступлений сталинизма и Сталина было частью государственной идеологии.

— Значит, вы тоже за цензуру — только ту, которая устаивает вашу точку зрения. Может, дело в том, что сейчас появляется поколение людей, которые не знают, каким Сталин был. Но это неграмотные люди.

— Вполне грамотные. Говорят, что, может, Сталин кого-то и убил, но при нем промышленность заработала, индустриализация была проведена, войну выиграли.

— Но это тоже исторические факты. А если это есть [то, о чем вы говорите], так это только подтверждает тот факт, что цензура необходима. Будет цензура — будут правила. В том числе и ограничивающие идеологическую пропаганду. Понимаете, я имею в виду цензуру настоящую, естественную, ту, которая везде есть. Она существует в Америке, существует в Европе, в Ватикане. Андре Жид, по-моему, сказал: «Когда искусство теряет свои цепи, оно превращается в прибежище химер». Так и с идеологией. В общем, цепи нам нужны. Терять их ни в коем случае нельзя.

— Я бы хотела вернуться к «Раю». Там в финале фраза о том, что «мы русские, с нами бог», произносится почти дословно и не подразумевает никаких рефлексий: мол, так и есть, научно доказано. Вы действительно считаете, что это могло бы быть нашей национальной идеей внутри страны и, скажем, нашей рекламной кампанией на Западе?

— Такой лобовой фразы в фильме нет. Героиня вообще говорит о природе человеческого самопожертвования, это и есть суть ее жизни. Весь опыт этой картины для меня очень новый. Я вам должен сказать, что моя новая биография как режиссера началась с прошлой картины, с «Почтальона Тряпицына». А «Рай» — это вторая картина в моей биографии, где я по-другому понимаю свою роль кинематографиста или художника.

— По-другому — это как?

— Пытаюсь понять законы кино, которые не открыты. Это иллюзия, что мы знаем, как делать кино. Какие-то поиски были у сюрреалистов, у Бунюэля в наивные 20-е годы. Но потом Бунюэль стал очень глубоким и перестал формально искать другие смыслы. Вот и я пытаюсь разобраться в этом новом киноязыке, пока еще не помер.

— То есть хотите сказать, что прежде не разбирались? Не хотели или надобности не было?

— Каждому же художнику свое отпущено. И в этом смысле я счастливый человек, потому что мне повезло иметь возможность учиться: музыке, живописи, пониманию культурных кодов каких-то европейских категорий и всего того, что я могу иметь в виду, когда делаю сегодня фильм. Это отличает меня от молодого поколения, у которого мало стимулов, чтобы учиться. Все ушло в интернет, там теперь есть все ответы. Это плохо потому, что лишает человеческий мозг метода дедукции.

— У вас же у самого есть страница в фейсбуке, которую вы довольно активно обновляете, а я, например, с большим удовольствием читаю.

— Есть чуть-чуть, да. Но это в основном рассказы о живописи, культуре, истории. Я стараюсь, чтобы было интересно. Но мои визитеры — это, как правило, либо мое поколение, либо пытливые люди, скажем так, за 50.

Но мы отвлеклись, а я хотел бы закончить: отказавшись от того, что я делал прежде, я стал иначе относиться к кинематографу как к искусству звука и образа. Я вдруг понял, что звук и образ — это достаточные ингредиенты для создания симфонии, понимаете? Только звук и образ. Без излишеств.

— Монологи, на которых построен «Рай», — это монологи людей, на несколько мгновений задержавшихся между миром живых и миром мертвых. Тончайшая штука, которую редко кому удается показать без пошлости. Это с одной стороны. С другой, — пограничное состояние человека, находящегося между двумя мирами, довольно трудно вообразить, не имея личного опыта. История вашей дочери Маши, которая уже несколько лет из-за трагических последствий автомобильной аварии находится в пограничном состоянии, изменила вас?

— Мне трудно ответить на этот вопрос. Я не могу сказать: «Это совершенно перевернуло меня, сделало другим». Но и не сказать так не могу.

— Невозможно себе представить, как жить с такой болью. Как вы выживаете?

— Знаете, это война. Ну, как на войне живут? Выживают. И улыбаются, и пьют вино, и танцуют под гармошку у костра. Но это не отменяет войны. Вот так я живу, так мы живем. Строим планы, надеемся. Да, у нас есть какие-то надежды всегда, и они меняются. Это нормально. Это часть жизни. Надо жить. Надо работать. Надо строить планы. Надо искать смысл своей личной жизни.

— Вы закончили в театре Моссовета ту чеховскую трилогию, которую планировали. И появились слухи, что вы теперь этот театр и возглавите. Есть такая возможность?

— Не думаю. Я вообще не руководитель, но планы, связанные с театром, у меня есть, конечно. Я хотел бы теперь сделать трилогию по Шекспиру: комедия, трагедия, фантазия. Посмотрим, как получится. Но было бы красивым завершением: Чехов, Шекспир — этого достаточно. Хотя нет, античные авторы. Это необходимо, чтобы понять, как ты ничтожен перед лицом этих гигантов. Я люблю такие ощущения. Они как-то позволяют приблизиться к понимаю масштаба вечности.
https://meduza.io/feature/2016/12/26/ne … -cheloveka

Но у меня какой-то внутренний блок стоял на просмотр фильма. Всё время было чувство, что внутренне я не готова к нему.. что мне сейчас хочется чего-нибудь полегче.
А вот вчерашний пост Райской и комментарии к нему вызвали непреодолимое желание посмотреть фильм сегодня. Я посмотрела на одном дыхании, хоть он и длится чуть больше 2-х часов. Ничего больше не хочется писать... хочется переосмыслить всё.
Скрины комментов, которые меня побудили... может кто-то ещё вдохновится.

169

Arkadia06
Танюш, я пока не буду читать то, что ты скинула. Но фильм хотела посмотреть давно. Теперь после твоего

Я посмотрела на одном дыхании, хоть он и длится чуть больше 2-х часов. Ничего больше не хочется писать... хочется переосмыслить всё.

мне больше ничего не нужно! На предстоящей неделе обязательно посмотрю!

170

В комментах, кстати, нет сполеров, Ленусь!
И интервью, что я выложила, тоже неспойлерит... во всяком случае, я, когда фильм смотрела, для меня было всё непредсказуемым... А в интервью мне нравятся его  рассуждения, философия... я люблю мыслящих мужчин.

Отредактировано Arkadia06 (2017-04-16 15:43:46)

171

Когда соберешься с мыслями, пиши..Я посмотрю, но не сегодня, для таких фильмов нужен настрой..
Интервью потрясающее, Андрона очень интересно послушать, надо же, он считает "Ночи", новой точкой отчета..Очень могу понять его, ведь, в такой глубинке, нет не времени, ни строя, а только единение, с природой, пространством.. И самим собой..Вообще исчезаешь сам, твои мысли, проблемы, их нет..Все стирается...Только небо..И эта архаичность, в созерцательности..

172

Катюш, ты очень хорошо и точно написала...

173

Спасибо, Тань, думаю вернемся к этой теме, очень интересная она и развернутая..

174

Arkadia06 написал(а):

Мне вчера попался на глаза пост Елены Райской...

Тань! Спасибо за статью. Очень интересно было почитать.

175

Arkadia06 написал(а):

И интервью, что я выложила, тоже неспойлерит... во всяком случае, я, когда фильм смотрела, для меня было всё непредсказуемым... А в интервью мне нравятся его  рассуждения, философия... я люблю мыслящих мужчин.

Таня,спасибо за интервью. http://www.kolobok.us/smiles/standart/good.gif  Кончаловского всегда приятно и посмотреть,и послушать. И вот это интервью- хороший ответ всем фильмам Звягинцева,нельзя воспринимать и показывать действительность однобоко,она многогранна.
У меня тоже в планах Рай,но очень смущает Высоцкая,как-то прочно она у меня с Едим дома ассоциируется и салатами Белая дача)))

176

Оль, я трейлер смотрела, там от Высоцкой Едим Дома вроде нет ничего, так что давай дадим ей шанс. :) Самой и хотелось посмотреть и кололось из-за всяких НО, а теперь загорелась, жду возможность, когда можно будет сесть и погрузиться.

177

Olga14 написал(а):

И вот это интервью- хороший ответ всем фильмам Звягинцева,нельзя воспринимать и показывать действительность однобоко,она многогранна.

Откуда такой вывод, вот в однобокости трудно Звягинцева обвинить, какие фильмы тебя сподвигли к такому выводу? Левиафан? или скандалы о очернении русской действительности....
Мне этого интервью надолго хватит, обдумывать, сколько тем поднял..

178

Olga14 написал(а):

У меня тоже в планах Рай,но очень смущает Высоцкая,как-то прочно она у меня с Едим дома ассоциируется и салатами Белая дача)))

ОЛьчик, при просмотре ты это забудешь:)
Ещё вспомнилось... Фильм закончился, а ещё целых 7 минут длились титры... и во время этих титров звучала музыка тех лет наверное... сначала еврейская печальная, потом бодрая немецкая и задорная французская... Я обычно на титрах не задерживаюсь, а тут до конца дослушала.

179

Катюш, не обижайся, пожалуйста. Просто мы каждый по-своему воспринимаем творчество Звягинцева. Моё восприятие очень близко к Олиному... во всяком случае, на данный момент...но ведь люди меняются со временем, взгляды меняются тоже... не исключено, что когда-нибудь сойдёмся...
Взгляд Клнчаловского особенно ценен, что  человеку скоро 80 лет, богатый опыт.... прожил очень много времени за границей, будучи по мировоззрению западником...
А читать его любила всегда, есть даже у меня одна его книга "Возвышающий обман"... хотела приобрести и "Низкие истины", но не было у нас её в продаже. Нравится, как он о брате пишет:_

Свернутый текст

В моей жизни он сначала играл роль верного слуги, оруженосца, младшего брата. Я всегда относился к нему с позиции брутальной силы. Следом за мной шел хороший мальчик, глядевший мне в рот, мерзший, дожидаясь меня, в будке автомата. Потом мальчик снял кино. Ну, молодец, ты смотри-ка! Снисходительность старшего брата во мне жила долго. Со временем появилось удивление, оно тоже было высокомерным: старший брат в этой системе должен иметь право на все, а младший - на то, что ему будет позволено старшим.
Удивление появилось тогда, когда я увидел, как он пользуется общими планами. Никита открывал свой язык в кино. Мастер. Мне уже было немного неловко. Я уже чувствовал какое-то несоответствие между тем, что происходит, и тем, как я это оцениваю. Стало появляться чувство недоумения и… ревности.
Иногда я вижу повторяющийся сон. Вижу себя на съемках Никитиной картины. Удивительная, исключительно красивая декорация. Какие-то бесконечно красивые костюмы. И какие-то исключительно добрые отношения. Все вокруг так хорошо, что с завистью думаю: «Как у него все здорово! Как красиво! Как замечательно поставлен свет! И как все вокруг ему преданы! Опять у него на картине все лучше, чем у меня!» Я просыпаюсь с нехорошим чувством: «Почему так?»
Долгое время мне с ним было не о чем советоваться - я был уверен, что все знаю лучше него. После «Неоконченной пьесы для механического пианино» и в особенности после «Урги» я, наконец, осознал, что вырос крупный мастер.
Странно, но я никогда не читал Никитиных сценариев, он никогда их мне не давал. А режиссерских - тем более. Мне даже было обидно: почему он со мной не советуется? То ли он боялся, то ли ему было неловко меня об этом просить, то ли не хотел влияний.
Благодаря Никите я стал гораздо больше любить Россию. Если бы не он, я бы не вернулся. Я благодарен ему за его любовь к Родине. Он, конечно, национальный человек, олицетворение национального героя. У него есть идеалы, есть непоколебимость веры, я бы даже сказал, - слепота, дающая ему силы. Слепота подчас становится большим источником силы, чем способность к зрению. Ведь знание, как-никак, умножает скорби. Все это и делает его героем. Герой должен жить больше верой, чем рассуждением, ему нужна ограниченность пространства, он должен жить эмоцией. Я благодарен ему за то, что он во многих ситуациях помогает мне преодолеть скепсис. С возрастом он стал для меня частью моей натуры.
Если бы мы с Никитой не были братьями, никто не стал бы нас сравнивать. А так — постоянно идет сравнение. Особенно забавно об этом слышать от людей, которые работают со мной и с ним. Скажем, у моих монтажниц и монтажниц Никиты спор, чей режиссер лучше, случалось, кончался чуть ли не дракой.
- А ваш-то что сделал? А наш вот эту картину! И еще эту!..
Ну конечно, мы постоянно себя с кем-то сравниваем. Хотя что там делить? Мы давно уже немолодые люди. Каждый из нас уже перевалил вершину своей жизненной траектории. Я бы назвал все это вместе – «комплекс старшего брата». Слава Богу, что мы попали в одно и то же время, в одно и то же пространство.
Никита, дорогой, с Днём рождения!

Кет 86 написал(а):

Мне этого интервью надолго хватит, обдумывать, сколько тем поднял..

у меня есть ещё парочка, но там есть спойлеры... а тоже ведь очень содержательные... у него других и не бывает.

Отредактировано Arkadia06 (2017-04-17 15:07:10)

180

Arkadia06 написал(а):

у меня есть ещё парочка, но там есть спойлеры... а тоже ведь очень содержательные... у него других и не бывает.

Танюш, ты их выложи сюда под грифом спойлер. Мы пока читать не будем. Пусть будут в беседке.  8-)