Игорь Карев 25.07.2017, 16:14
Канал «Россия 1» начал показ сериала «Преступление» — российского ремейка скандинавского «Убийства» с Дарьей Мороз и Павлом Прилучным в ролях следователей, которые ищут убийцу школьницы в небольшом городе.
Следователь Александра Москвина (Дарья Мороз) дорабатывает в следственном управлении небольшого (но у моря и с портом) города на юге последний день. Она уже собрала вещи, договорилась с женихом (Александр Никитин) и встретила своего преемника – бывшего полицейского под прикрытием Андрея Чистякова (Павел Прилучный). Но начальство просит напоследок показать новичку, как работать в поле, и Москвина отправляется на место происшествия, где найден окровавленный женский свитер.
Обычный на первый взгляд выезд — с визитом к родителям девушки, которой принадлежала одежда (Андрей Смоляков и Людмила Артемьева), — завершается поздно вечером. Александра уже отложила отъезд, чтобы докопаться до истины, но ни визит в школу, ни беседы с одноклассниками Тани Лавровой (Софья Озерова) результата не приносят. А когда полицейские обнаруживают в озере машину с телом девушки, обычное убийство оказывается в центре внимания местных политиков: автомобиль принадлежит компании предпринимателя Олега Самойлова (Андрей Чернышов), который баллотируется в мэры.
Первый сезон датско-шведско-норвежского «Преступления» («Forbrydelsen», в России показывался в «Городских пижонах» на Первом как «Убийство») вышел десять лет назад — в 2007 году. Этот проект растянулся на пять лет и три сезона, был адаптирован в США («Убийство», «The Killing») и продержался там четыре сезона: два — на AMC и еще два — на Netflix. Теперь очередь дошла и до отечественных производителей сериалов.
Переделками зарубежных сериалов в России удивить сложно – особенно зрителей, которые в свое время с удовольствием смотрели на «Мою прекрасную няню» (в США — просто «Няня») или на «Ворониных» (американский ситком «Все любят Реймонда»). Успех таких адаптаций в основном зависит от того, насколько удалось вписать сюжет и персонажей оригинала в суровую российскую действительность. Например, почти покадровый ремейк американской «Родины» в наших реалиях выглядел скорее как фантастика — несмотря на Павла Лунгина в режиссерском кресле и целую россыпь отечественных звезд в кадре. То же самое можно сказать про недавнего «Клима» — ремейк британского «Лютера», в котором роль Идриса Эльбы сыграл Константин Лавроненко, или про сериал «Иные» — в оригинале это была американская фантастика «4400». Или про показанный на той же «России 1» сериал «Культ», снятый на основе новозеландской драмы.
Есть, разумеется, и хорошие примеры адаптаций западных форматов — как, к примеру, первый сезон «Обратной стороны Луны», который был настолько хорошо переделан из британской «Жизни на Марсе», что идеально вписался в отечественную историю и стал действительно российским. Правда, дальнейшая работа над первоисточником привела к тому, что Первый канал снял второй сезон «Обратной стороны…» с эфира из-за низких рейтингов.
В случае с «Преступлением» почти покадровый ремейк оказался правильным решением.
Между скандинавской и российской версиями отличия, разумеется, есть, но дополнения, внесенные авторами отечественной адаптации, только дополняют сюжет. В принципе, основные события остались в неприкосновенности: двое следователей ищут убийц школьницы в небольшом городке (аллюзия на Лору Палмер в оригинале, кажется, была сознательной), который на поверку оказывается не настолько тихим, каким представляется вначале. Причем напарники традиционно недолюбливают друг друга — в основном по вине женщины, которая не смогла оставить загадочную смерть своему преемнику и просто уехать с женихом в Москву (в оригинале она собиралась перебраться из Дании в Швецию). В общем, эдакая смесь бадди-муви с привычным процедуралом — гость на нашем телевидении нечастый, но неизменно популярный (вспомним, например, «Глухаря»).
Российские добавки к сюжету выглядят, в принципе, органично — как, к примеру, борьба действующего мэра с предпринимателем, претендующим на его место, которая ведется с использованием служебного положения и особого удивления не вызывает. А уж если политический оппонент попал под подозрение в совершении уголовного преступления — такой подарок действующий градоначальник не упустит. У скандинавов все это тоже имеется (хоть и не в таком масштабе), но после трилогии Стига Ларссона «Миллениум» некоторые признаки коррупции особого удивления не вызывают.
В общем, шведский менталитет оказался близок российскому.
Российской версии «Преступления», пожалуй, можно попенять только слишком громкой музыкой, которая призвана показать тревожность, но по факту не особо нужна — скандинавы как-то справились без такой очевидной подсказки. Ну и странной организацией показа: каждый день выходит по четыре серии (которые заканчиваются далеко за полночь), так что уже в конце недели 20-серийное «Преступление» завершится. Но время и график показа уже зависят не от авторов фильма, а от канала, у которого могут быть свои резоны — возможно, даже весьма убедительные.