К вопросу о ...
Осознание амплуа как эстетической категории театра произошло в начале ХХ в. Противником театральных амплуа выступил МХТ. К. С. Станиславский, а за ним М. А. Чехов видели в амплуа театральные штампы и рутинёрство, препятствие для развития актёрской индивидуальности.
Среди сторонников системы амплуа, осознающей её как собственно театральный способ классификации человеческих типов, были Вc. Э. Мейерхольд, Н. Н. Евреинов, А. Р. Кугель и др.
В 1922 Вс. Мейерхольд, В.Бебутов и И.Аксёнов сделали попытку создать вневременную, «вечную» таблицу из семнадцати пар мужских и женских амплуа, с помощью которых возможно охватить весь корпус драматической литературы от античности до современности…
Таблица приведена немного не в том виде, как её обычно рисуют, а «шиворот-навыворот»: рядом мужчина и женщина. Таблица из далёкого 1922 года, так что поймут её до конца только те, кто любит классическую драматургию.
Содержание:
1 1. Герой / героиня
1.1 1-й вариант
1.2 2-й вариант
2 2. Влюблённый / влюблённая
2.1 1-й вариант
2.2 2-й вариант
3 3. Проказник (затейник) / Проказница
3.1 1-й вариант
3.2 2-й вариант
4 4. Клоун, шут, дурак, эксцентрик / Клоунесса, шутиха, дура, эксцентрик
5 5. Злодей и интриган / Злодейка и интриганша
5.1 1-й вариант
5.2 2-й вариант
6 6. Неизвестный (инозримый) / Неизвестная (инозримая)
7 7. Неприкаянный, отщепенец (инодушный) / Неприкаянная, отщепенец (инодушная)
8 8. Фат / Куртизанка
9 9. Моралист / Матрона
10 10. Опекун (Панталеоне) / Опекунша
11 11. Друг (наперсник) / Подруга (наперсница)
12 12а. Хвастливый воин (капитан) — только мужчина
13 12б. Сводня (сваха) — только женщина
14 13. Блюститель порядка (Скарамуш) / Блюстительница порядка
15 14. Учёный (доктор, маг) / Учёная (суфражистка)
16 15. Вестник / Вестница
17 16. Травести
18 17. Со-действующие
1. Герой / героиня.
1-й вариант
Функция. Преодолевание трагических препятствий в плане патетики (алогизм).
Препятствия, возникающие на пути к осуществлению задуманного героями, вследствие их трагической виновности. Эта вина, не являясь по существу, а тем более в частностях нарушением каких-либо человечески этических норм, есть принятие на себя тем или иным лицом драмы задачи, превышающей пределы возможностей человеческой личности и связанных с этим ее прав. Препятствия, встречаемые трагическим героем, обязаны своим происхождением не злой воле заинтересованных лиц, но самой техникой выполнения задачи, выводящей человека из человеческого ряда действий и чувств.
Мужчина. Рост выше среднего. Ноги длинные. Два типа лица: широкое (Мочалов, Каратыгин, Сальвини) и узкое (Ирвинг). Желателен средний объем головы. Шея длинная, круглая. При широких плечах средняя ширина талии и бёдер. Большая выразительность рук (кисти). Большие продолговатые глаза, предпочтительно светлые. Голос большой силы, диапазона и богатства тембров. Медиум баритона с тяготением к басу.
Примеры: Эдип-царь, Карл Моор, Макбет, Леонт, Анжелло, Брут, Ипполит, Лантенак, Дон Гарсиа, Дон Жуан (Пушкин), Борис Годунов.
Женщина. Рост выше среднего, ноги длинные, голова небольшая, исключительная выразительность кистей рук. Большие миндалевидные глаза. Два типа лица: Дузе, Сара Бернар. Шея круглая и длинная. Ширина бёдер не должна слишком превосходить ширину плеч. Голос большой силы и диапазона, разговорный медиум с тяготением к контральто, богатство тембров.
Примеры: Принцесса Турандот (Шиллера), Электра (Софокла), Царь-Девица, Клеопатра, Инфант Фернандо (Коваленской), Федра, Жанна д’Арк, Гамлет (Сары Бернар), Орленок, Медея, Леди Макбет, Мария Стюарт, Фру Ингер, Йордис.
2-й вариант.
Мужчина. Допускается малый рост, более высокий голос, меньшая подчёркнутость требований, чем к первому герою.
Функция: Преодолевание драматических препятствий в плане самоотвержения (логическом).
Примеры: Эдгар, Лаэрт, Вершинин, Лопахин, Колычев, Шаховской, Форд, Эреньен, Фридрих фон Тельрамунд, Дмитрий Карамазов.
Женщина. Допускается меньший рост, более высокий голос, меньшая подчеркнутость требований первого.
Функция: Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.
Примеры: Порция, Имогена, Магда, Нора, Амалия, Леди Мильфорд, Корделия, Софья Павловна, Купава, Розалинда.
2. Влюблённый / влюблённая
1-й вариант
Функция. Активное преодолевание любовных препятствий в плане лирическом.
Мужчина. Рост не ниже среднего, ноги длинные. Выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (тенор). Отсутствие полноты. Средний рост.
Примеры: Ромео, Молчалин, Альмавива, Калаф.
Женщина. Рост не ниже среднего, ноги длинные для переодеваний, выразительные глаза и рот. Голос может быть высоким (сопрано). Не слишком развитой бюст.
Примеры: Дездемона, Джульетта, Федра (Еврипида), Офелия, Юлия (Островского), Нина («Маскарад»).
2-й вариант
Функция. Преодолевание любовных препятствий в плане этическом.
Мужчина. Меньшая подчёркнутость требований. Допускается ниже средний рост. Отсутствие полноты.
Примеры: Парсифаль, Тихон («Гроза»), Тесман, Карандышев, Освальд, Треплев, царь Фёдор, Алёша Карамазов.
Женщина. Меньшая подчёркнутость требований. Допускается малый рост. Отсутствие полноты.
Примеры: Аксюша, Соня (Чехова), Целия, Бьянка, Тэа, Дагни (Ибсен), Элиза, Анжелика (Мольера), влюблённые.
3. Проказник (затейник) / Проказница
1-й вариант
Функция. Игра негубительными препятствиями, им же самим созданными.
Внешность. Рост не выше среднего. Голос безразличен. Тонкая фигура. Большая подвижность глаз и лицевых мышц. Подражательные способности (мимикрия).
Мужские примеры: Хлестаков, Петрушка, Пульчинелла, Арлекин, Яша-лакей, Пенч, Бенедикт, Грациозо, Стенсгор, Глумов.
Женские примеры: Бетси (Толстого), Туанетта, Дорина, Турандот, Лариса, Елена (Еврипид), Лиза, Беатриса, Праксагора, Мирандолина, Лиза Дулиттль, Лизистрата, Катарина, Мисс Форд.
2-й вариант
Функция. Игра препятствиями, не им созданными.
Мужчина. Меньшая подчёркнутость требований, чем к первому.
Примеры: Епиходов, Санчо Панса, Ламме Гоодзак, Тартарен, Фирс, Чебутыкин, Аркашка, Нахлебник, Вафля, Лепорелло, Сганарель, Расплюев, Пеникулус.
Женщина. Не слишком полная. Пониженные, чем к первой, требования.
Примеры: М-с Пэдж, некоторые из действующих лиц «Праксагоры», «Лизистраты» Аристофана, служанки, ведущие параллельную интригу.
4. Клоун, шут, дурак, эксцентрик / Клоунесса, шутиха, дура, эксцентрик
Функция. Умышленное задержание развития действия разбиванием сценической формы (выведением из плана).
Внешность. Обладание манерой преувеличенной пародии, гротеска, химеры. Данные для эквилибристики и акробатики.
Мужские примеры: Тринкуло, Кларин, оба Гоббо, Могильщики, Шуты, Клоуны и дураки английских и испанских театров. Слуги просцениума.
Женские примеры: Возлюбленные шутов, клоунов, дураков и эксцентриков, некоторые из старух Островского, Гоголя, влюбленные старухи comedia dell'arte, слуги просцениума.
5. Злодей и интриган / Злодейка и интриганша
1-й вариант
Функция. Игра губительными препятствиями, им же созданными.
Мужчина. Голос или низкий (Шпион в «Анжело»), или высокий (Мелот — «Вагнера»). Рост желателен средний. Глаза безразличны (допустимо косоглазие). Подвижность лицевых мышц и глаз для «игры на два лица». Неблагополучия в пропорциях допустимы.
Примеры: Яго, Франц Моор, Сальери, Клавдий, Антоний («Буря» и «Юлий Цезарь»), Эдмунд, Геслер.
Женщина. Голос низкий, большого диапазона и силы. Рост выше среднего. Глаза большие (допустимо косоглазие), подвижные. Допускается крайняя худоба и костлявость.
Примеры: Регана, Клитемнестра, Кабаниха, Иродиада, Гертруда.
2-й вариант
Функция. Игра губительными препятствиями, не им созданными.
Мужчина. Меньшая подчеркнутость требований, чем к первому.
Примеры: Василий Шуйский, Смердяков, Шприх, Загорецкий, Розенкранц, Гильденштерн, Казарин.
Женщина. Голос безразличен. Определенных требований к росту и фигуре нет.
Примеры: Гонерилья, Злые феи, Мачехи, Молодые ведьмы, сестры Сандрильоны, «Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой» (Пушкина).
6. Неизвестный (инозримый) / Неизвестная (инозримая)
Функция. Концентрация интриги выведением ее в иной личный план.
Внешность. Требования приблизительно те же, что и к первому герою/героине. Большое обаяние и значительность сценической природы. Голос исключительного тембра и богатый модуляциями.
Мужские примеры: Неизвестный («Маскарад» и «Дочь моря»), Монте-Кристо, Летучий Голландец, Лоэнгрин, Петруччио, Пер Баст, Граф Траст, Наполеон, Юлий Цезарь, Несчастливцев, Кин, Шут Тантрис.
Женские примеры: Анитра, Анна Мар, Кассандра, Княжна Адельма, Эсмеральда, М-с Эрлино.
7. Неприкаянный, отщепенец (инодушный) / Неприкаянная, отщепенец (инодушная)
Функция. Концентрация интриги выведением ее в иной внеличный план.
Мужчина. Требования голоса те же, что для героя. Меньшая подчеркнутость требований физического характера, предъявляемых герою.
Примеры: Онегин, Арбенин, Печорин, Ставрогин, Паратов, Кречинский, Принц Гарри, Фламинио, Протасов, Солёный, Гамлет, Жак (Шекспира), Кент, Сехисмундо, Иван Карамазов, Карено.
Женщина. Требования голоса те же, что к 1-й героине. Меньшая подчеркнутость требований физического характера.
Примеры: Электра (Гофмансталя), Татьяна, Нина Заречная, Катерина, Ирина (Чехова), Гедда Габлер, Гризельда (Боккаччо), Маргарита Тотье, Настасья Филипповна.
8. Фат / Куртизанка
Функция. Неумышленное задержание развития действия введением его в личный план.
Мужчина. Голос безразличен. Ноги пропорционально длинные. Голос предпочтительно высокий. Владение фальцетом.
Примеры: Люцио, Осрик, Моцарт, Меркуцио, Репетилов, Барон.
Женщина. Рост безразличен. Правильность пропорций. Голос безразличен.
Примеры: Лаура, Эротиа (Плавта), Екатерина (Шоу), Королева (Гамлет), Бьянка («Отелло»), фрокен Диана (задуманная Ибсеном), Акротелевтия, Куикли.
9. Моралист / Матрона
Функция. Умышленное ускорение развития действия введением в него норм морали.
Мужчина. Глубокий бас. Сложение безразлично.
Примеры: Дюваль-отец, Глостер, Священник («Пир во время чумы»), Иван Шуйский, Клотальдо.
Женщина. Допустима полнота. Голос предпочтительно низкий. Рост предпочтительно большой.
Примеры: Хлестова, Екатерина II («Капитанская дочка»), Огудалова («Бесприданница»), боярыни, некоторые Королевы, Волюмния.
10. Опекун (Панталеоне) / Опекунша
Функция. Активное приложение лично установленных норм поведения к обстановке, созданной вне его воли.
Мужчина. Рост и голос за исключением трагических персонажей (Лир, Мельник) безразличен.
Примеры: Шейлок, Скупой рыцарь, Фамусов, Полоний, Арнольф, Лир, Мельник, Риголетто, Трибуле.
Женщина. Рост, фигура и характер голоса безразличны.
Примеры: Мурзавецкая, Фрау Хергентхейм (Зудермана), Кормилица (Федра), Мать Балладины, Игуменьи, Мать Дмитрия Царевича, Волохова (Царь Федор).
11. Друг (наперсник) / Подруга (наперсница)
Функция. Поддержка, содействие и побуждение того лица драмы, с которым он связан, объяснять свои поступки.
Мужчина. Фигура и голос безразличны. Рост не должен превышать роста лица, с которым он связан.
Примеры: Горацио, Артемида, Банко.
Женщина. Общих требований нет.
Примеры: Эмилия, Служанки, Приятельницы, не ведущие самостоятельной интриги.
12а. Хвастливый воин (капитан) — только мужчина
Функция. Осложнение в развитии действия присвоением себе чужих сценических функций (например, героя).
Внешность. Допустима полнота. Глубокий бас. Умение владеть фальцетом.
Примеры: Фальстаф, Боабдил, Скалозуб, воин Плавта.
12б. Сводня (сваха) — только женщина
Функция. Моралистическая защита аморальных поступков.
Внешность. Общих требований нет.
Примеры: Все сводни, свахи, кроме клоунесс.
13. Блюститель порядка (Скарамуш) / Блюстительница порядка
Функция. Введение в план полицейских норм обстановки, им неподдающейся, чем вызывается осложнение в развитии действия.
Внешность. Общих требований нет.
Мужские примеры: Клюква, все Помпеи Шекспира, Содержатель публичного дома («Перикл»), Префект Скриба, Плюшкин, Медведев («На дне»).
Женские примеры: Миссис Пирс (Шоу) и большинство экономок, тёток, старых дев, тёщ (предпочтительнее эксцентрик).
14. Учёный (доктор, маг) / Учёная (суфражистка)
Функция. Уснащение действия введением в него чужеродного ему толкования.
Внешность. Общих требований нет.
Мужские примеры: Доктора Мольера, Болонья, Б. Шоу, Кругосветлов, Штокман, Дон Кихот.
Женские примеры: Предпочтительно давать эти роли эксцентрикам и проказницам.
15. Вестник / Вестница
Функция. Передача событий, протекающих вне сцены.
Внешность. Общих требований нет.
Мужские примеры: Воин «Антигоны», Конюший «Ипполита», Патриарх («Борис Годунов»), Тень («Гамлет»).
Женские примеры: не указаны
16. Травести
Внешность. Общих требований нет.
Мужские примеры (очевидно, имеется в виду мужчина, играющий женскую роль): Прачка Сухово-Кобылина (Смерть Тарелкина).
Женские примеры (очевидно, имеется в виду женщина, играющая мужскую роль): Мальчики, пажи, Конрад (Жакерия), Фортунье (Мюссе), Керубино.
17. Со-действующие
Функция. Принятие на себя таких функций главных действующих лиц, какие теми не могут быть выполнены по экономии действия.
Внешность. Общих требований нет.
Мужские примеры: Убийцы, Гуляющие, Воины, Придворные, Гости.
Женские примеры: Гости, гуляющие, подруги и т. д.
Отредактировано Helena (2018-04-05 11:55:39)